Сквош по 5 каналу

Теленгра сконструирована на основе широкоизвестной микросхемы 145ИК17 и позволяет играть skvosh1как индивидуально, так и командой. Вот, например, сквош, в который играют в одиночку. Игрок берет в руки любой пульт управления, нажимает иа кнопку «Сброс» — мяч начинает хаотично перемещаться по экрану. Манипулируя подстроечным резистором, расположенным на пульте, игрок передвигает по экрану ракетки, не давая мячу проскочить. Если не успел поставить преграду и отбить мяч — на табло высвечивается штрафное очко. Счет идет до 15. Освоив медленный вариант, игрок тумблером может переключить приставку иа более высокую скорость полета мяча, уменьшить размер ракеток. Играть станет труднее, но интереснее.

Приставку можно настроить как на автоматический, так и на ручной выброс мяча. Движение мяча сопровождается звуковой сигнализацией.

Расскажем о конструкции телеприставки.

Она состоит: из задающего генератора, большей интегральной схемы, высокочастотной приставки, звуковой сигнализации, управляемых пультов и источника питания (рис. 1).

Задающий генератор собран на микросхеме DD2 типа К561ЛЕ5. Она выполнена в пластмассовом 14-ножечном корпусе и составлена из 4 элементов «2ИЛИ—НЕ». Собранный на этих элементах задающий генератор вырабатывает импульсы с определенной частотой. Они поступают на вывод С микросхемы DD1. Подстроечный резистор R14 служит для изменения частоты, поскольку многие типы микросхем К145ИК17 не одинаковы по своим параметрам и необходима подгонка.

 Большая интегральная микросхема собрана в 24-ножечном корпусе (рис. 2). На нем расположены выводы управления ракетками (PR и PL), выбора угла отскока мяче (BR), изменения скорости его движения (В), размера ракеток (PS), автоматического режима выброса мяча (Е), типа игры (Р). Кроме того, здесь же расположены выходы звуковой сигнализации, счета, формы поля (FS), ракеток (PR и PLJ. Импульсы видеосигналов поступают на аноды диодов VD2 — VD5. С их катодов далее они следуют на вход высокочастотной приставки, где преобразуются в сигналы телевизионной частоты и передаются через отрезок телевизионного кабеля типа РК-75 на антенный вход телевизора.skvosh2

skvosh2

Высокочастотная приставка собрана на транзисторе VT3, варикапе VD7. При помощи переменного резистора R11 высокочастотная приставка может настраиваться практически на любой канал телевизора. Перестройку ее осуществляют подачей, напряжения питания иа варикап VD7.skvosh4

skvosh4

Импульсы звуковой сигнализации с микросхемы DD1 поступают на базу транзистора VT2; а с его коллектора на звуковую головку Гр1.

Переменные резисторы R1 и R2, подключенные к входам PR и PL микросхемы DDI, управляют ракетками (правой и левой). Резисторы расположены в отдельных коробочках и соединены со схемой отрезком двужильного провода длиной 2—3 метра.

Питаться приставка может от любого малогабаритного источника, рассчитанного на напряжение 9В и ток 100 мА. Можно использовать и две последовательно включенные квадратные батарейки, правда, их хватит всего лишь на 5—8 часов работы.

Печатная плата изготовлена из одностороннего фольгированогостеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж ее представлен на рисунке 3, а обратная сторона — на рисунке 4. Перемычки на плате выполнены проводом типа МГТФ или ПЭВ. Перед монтажом элементов сначала распаивают все перемычки, находящиеся на плате. Отверстия для крепления платы сверлят сверлом диаметром 2 мм, а для элементов диаметром 0,8 мм.

 

skvosh5

skvosh5

skvosh6

skvosh6

 

 

Несколько слов о корпусе приставки. Для него потребуется фольгированный стеклотекстолит. Нарезанные по размеру заготовки собирают встык и пропаивают паяльником в местах соединения. Но можно изготовить корпус и из другого материала, например, оргстекла, фанеры.

Пульты управления ракетками выполнены из фольгированного стеклотекстолита, или используются подходящие упаковочные коробки, например, от наручных часов. В них располагают переменные резисторы. В одном из пультов дополнительно размещают кнопку SB5 для ручного выброса мяча.

О деталях. В приставке использованы резисторы типа ОМЛТ-0,125 или С2 —23 —0,125. Резисторы R9 и R14 типа СПЗ-19, а Rl, R2, R11 типа СП4-1 или СПЗ-4. Микросхема DD1 — К145ИК17, DD2 — К561ЛЕ5. Для микросхемы DD2 можно применить и другие — К176ЛЕ5 или 564Л Е5. Транзистор VT1 типа КТ815А или КТ&17, К.Т819 с любым буквенным индексом. Транзистор VT2 типа КТ315, VT3 — КТ368Л; VT2 можно заменить на КТ3102, VT3 — на КТ316. Диод VD1 типа КД105А, аналог Д310. Диоды VD2 — VD5 типа КД503А или КДЮ2, КДЮЗ, КД512, КД514, КД520, КД521, КД522. Стабилитрон VD6 — КС168А, подойдут и КС168Б-Г илн КО 175. Варикап VD7 — КВ109Г, а также КВ109А-В или ему подобный, но’ в этом случае следует подобрать емкость С8.

В схеме применены постоянные емкости типа КМ5, КМ6, КЮ-17. Все электролиты типа К50-6, К50-16 или К53-1. Динамическая головка Гр 1 любая со звуковым сопротивлением обмотки 10 — 60 Ом. Кнопки SB5, SB6, SB7 типа ПК8-20, КМ-1, КММ, МП 17. А кнопки SB1—SB4, SB8 типа П2К, МТД, ПТ1 илн подобные им тумблеры.

Распайку элементов выполняют на универсальных стандартных платах. Для соединения используют провода МГТФ или ШБПВЛ. Подробнее остановимся на изготовлении катушки. На торцевую часть сверла диаметром 6—7 мм плотно намотайте 8—10 витков медного провода типа ПЭВ-2 диаметром 0,6—0,8 мм. Сделайте это так, чтобы потом можно было легко снять готовую катушку. Вместо сверла используют и обычный круглый карандаш. Для впаивания катушки в схему оставляют с обеих сторон кончики проводов длиной 5—8 мм. Перед пайкой их аккуратно зачищают и облужи-вают.

 В качестве разъема применен стандартный телевизионный штек-кер. Соединительный кабель тоже телевизионный.

 Налаживание производят так. Выход телевизионной приставки подключают в антенное гнездо телевизора. Включают питание. При помощи резистора R14 добиваются устойчивой работы генератора на микросхеме DD2. Резистором R9 выставляют на эмиттере транзистора VT1 напряжение 6—7 вольт, а резистором R11 добиваются устойчивого изображения на экране. Если схема собрана правильно, при включении появится игровое поле. В верхней части его будет высвечиваться счет, а если покрутить резисторы R1 и R2, должны появиться ракетки. При включении тумблера SB4 или нажатии кнопки SB5 на экране появится летящий мяч, полет его будет сопровождаться звуковым сигналом Если на экране нет изображения, нужно подстроечным резистором R14 поменять частоту генератора на микросхеме DD2 или попробовать изменить резистором R9 напряжение питания на микросхеме DD1. При устойчивом изображении кнопкой SB7 производят выбор типа игры. Пользуясь поочередно резисторами R1 и R2, ставят мячу заслон. Пропустил — получай штрафное очко.

Вся информация, предоставленная на данном ресурсе разрешена к ознакомлению детям школьного возраста. Все практическое использование может быть связана с повышенной электрической опасностью и разрешено детям только под присмотром взрослых.